2019 г. №1 Том 27

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ

М.А. ЧЕРКАСОВ, А.Ж. ЧЕРHЫЙ, И.И. ШУБHЯКОВ, А.А. ИРЖАHСКИЙ, Х.К. ИДРИСОВ, Р.Х. ДЗАМИХОВ

КОМПЛЕКСHАЯ ОЦЕHКА КАЧЕСТВА ОКАЗАHИЯ МЕДИЦИHСКОЙ ПОМОЩИ С ТОЧКИ ЗРЕHИЯ ПАЦИЕHТА

Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский
институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена, г. Санкт-Петербург,
Российская Федерация

Цель. Оценить качество оказания медицинской помощи и удовлетворенность ею пациентов в условиях специализированного стационара.
Материал и методы. Преведено проспективное исследование группы из 210 пациентов, госпитализированных с разной ортопедической патологией в период с октября по декабрь 2017 года. Перед выпиской из стационара пациентам предлагалось заполнять опросник PPE–15 (Picker Patient Experience Questionnaire). Предварительно анкета PPE–15 была переведена и адаптирована для использования в русскоязычной врачебной практике.
Результаты. Средний возраст пациентов составил 49,4 года (ДИ 95% 46,2-52,6). Пациентов мужского пола было 87 (42%), женского – 120 (58%). Среднее значение по визуально-аналоговой шкале боли 27,4 балла (ДИ 95% 24,2-30,5), удовлетворенность медицинским обеспечением в среднем составила 93 балла (ДИ95% 90,8-95,2). 91% пациентов готовы были рекомендовать своим родным и близким лечение в нашей клинике, 6% воздержались и оставили вопрос без ответа, 3% ответили отрицательно. Наиболее сильной оказалась связь между удовлетворенностью пациентов и 1, 3, 4 и 7 доменами анкеты PPE-15, p<0,001. Связи удовлетворенности с другими факторами выявлено не было.
Заключение. Представленные результаты оценки удовлетворенности пациентов и их готовности рекомендовать больницу своим близким или знакомым позволяют делать оптимистичные прогнозы. Однако подробное изучение определенных аспектов опыта пациентов по анкете PPE-15 будет полезным для мониторинга работы различных стационаров или отделений больниц и может указывать на пути улучшения медицинского обслуживания. Удовлетворенность процессом медицинского обеспечения действительно является одной из целей министерства здравоохранения, а поскольку самой заинтересованной стороной в оценке качества медицинской помощиявляется пациент, то учет его мнения относительно оказываемой помощи является ключевым в достижении максимальной удовлетворенности лечебным процессом.

Ключевые слова: удовлетворенность, качество оказания медицинской помощи, балльные шкалы, опросники, впечатления пациента, травматология, ортопедия
с. 49-58 оригинального издания
Список литературы
  1. Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Vol I: The Definition of Quality and Approaches to Its Assessment. Health Administration Press; 1980. 163 р.
  2. Crossing the Quality Chasm: A New Health System for the 21st Century. Institute of Medicine (US) Committee on Quality of Health Care in America. Washington (DC): National Academies Press (US); 2001. doi: 10.17226/10027
  3. Beattie M, Shepherd A, Howieson B. Do the Institute of Medicines’ (IOM) dimensions of quality capture the current meaning of quality in health care? An integrative review. J Res Nurs. 2013;18(4):288-304. doi: 10.1177/1744987112440568
  4. Patients first and foremost. The initial government response to the report of the Mid Staffordshire NHS Foundation Trust Public Inquiry. London: Stationary Office; 2013. 84 р. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/170701/Patients_First_and_Foremost.pdf
  5. Fitzpatrick R, Hopkins A. Problems in the conceptual framework of patient satisfaction research: an empirical exploration. Sociol Health Illn. 1983 Nov;5(3):297-11. doi: 10.1111/1467-9566.ep10491836
  6. Мазуренко АВ, Тихилов РМ, Шубняков ИИ, Николаев НС, Плиев ДГ, Близнюков ВВ. Оценка возможности восстановления длины конечности у пациентов с тяжелой степенью дисплазии тазобедренного сустава при различных вариантах хирургической техники эндопротезирования. Травматология и Ортопедия России. 2010;(3):16-20. doi: 10.21823/2311-2905-2010-0-3-16-20
  7. Locock L, Robert G, Boaz A, Vougioukalou S, Shuldham C, Fielden J, Ziebland S, Gager M, Tollyfield R, Pearcey J. Using a national archive of patient experience narratives to promote local patient-centered quality improvement: an ethnographic process evaluation of ‘accelerated’ experience-based co-design. J Health Serv Res Policy. 2014 Oct;19(4):200-7. doi: 10.1177/1355819614531565
  8. Hardy GE, West MA, Hill F. Components and predictors of patient satisfaction. Br J Health Psychol. 1996 Feb;1(1):65-85. doi: 10.1111/j.2044-8287.1996.tb00492.x
  9. Greengross P, Grant K, Collini E. Helpdesk Report: The History and Development of the UK National Health Service 1948–1999. Health Systems Resource Centre, UK; 1999. 39 p. https://www.gov.uk/dfid-research-outputs/helpdesk-report-the-history-and-development-of-the-uk-national-health-service-1948-1999#contents
  10. The NHS Plan: a plan for investment, a plan for reform. London, UK; 2000. 144 р. http://1nj5ms2lli5hdggbe3mm7ms5.wpengine.netdna-cdn.com/files/2010/03/pnsuk1.pdf
  11. Jenkinson C, Coulter A, Bruster S. The Picker Patient Experience Questionnaire: development and validation using data from in-patient surveys in five countries. Int J Qual Health Care. 2002 Oct 1;14(5):353-58, doi: 10.1093/intqhc/14.5.353
  12. Шишлянникова ЛМ. Применение корреляционного анализа в психологии. Психол Наука и Образование. 2009;(1):98-107. http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova.shtml
  13. Кобякова ОС, Деев ИА, Тюфилин ДС, Куликов ЕС, Табакаев НА, Воробьева ОО. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? Электрон Науч Журн Социальные Аспекты Здоровья Населения. 2016;49(3). doi: 10.21045/2071-5021-2016-49-3-5
  14. Drinkwater BL. A comparison of the direction-of-perception technique with the Likert method in the measurement of attitudes. J Soc Psychol. 1965 Dec;67(2):189-96. doi: 10.1080/00224545.1965.9922270
  15. Jenkinson C, Coulter A, Bruster S, Richards N, Chandola T. Patients’ experiences and satisfaction with health care: results of a questionnaire study of specific aspects of care. Qual Saf Health Care. 2002 Dec;11(4):335-39. doi: 10.1136/qhc.11.4.335
Адрес для корреспонденции:
195427, Российская Федерация,
г. Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, д. 8,
Российский ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена,
научное отделение патологии коленного сустава,
тел.: +7 905 276-48-48,
e-mail: arseni.a.irzhanski@gmail.com,
Иржанский Арсений Александрович
Cведения об авторах:
Черкасов Магомед Ахмедович, аспирант, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0003-2799-532X
Черный Андрей Жоржевич, к.м.н., доцент, заместитель директора по лечебной работе, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0003-1097-2340
Шубняков Игорь Иванович, д.м.н., главный научный сотрудник, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0003-0218-3106
Иржанский Арсений Александрович, аспирант, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0001-5939-0216
Идрисов Хасан Кюриевич, клинический ординатор, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0001-6979-7001
Дзамихов Руслан Хасанбиевич, клинический ординатор, Российский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0002-5230-2110
Контакты | ©Витебский государственный медицинский университет, 2007-2023