Novosti
Khirurgii
This journal is
indexed in Scopus



Year 2019 Vol. 27 No 3

INFORMATION TECHNOLOGIES IN SURGERY

DOI: https://dx.doi.org/10.18484/2305-0047.2019.3.307   |  

I.V. MAKAROV, V.V. ZHIROV, A.V. KOLSANOV, R.A. GALKIN, A.Y. SIDOROV, D.O. KHOKHLOVA

USING PREOPERATING 3D-MODELING IN DIAGNOSTICS AND SURGICAL TREATMENT OF TERTIARY HYPERPARATHYROIDISM

Samara State Medical University, Samara,
The Russian Federation

Objective. To design a patient-specific preoperational 3D model of the neck anatomical formations based on MRI study to facilitate the search and removal of parathyroid adenoma in patients with tertiary hyperparathyroidism (THPT).
Methods. Preoperative 3D modeling was done for 7 patients with tertiary hyperparathyroidism. All patients were on the program renal dialysis because of the terminal stage of chronic renal insufficiency. For obtaining the personified 3D model the results MRI and special software were used. Data in DICOM format were loaded in software; at the same time, individual series of MRI studies were recorded and brought to a single coordinate system, they were segmented the selection on the images of borders of anatomical structures, and three-dimensional polygonal models of the anatomical structures of the anterior surface of the neck and pathological sites adenomas of the parathyroid glands were designed.
Results. With the use of preoperation 3D modeling the obtained models of the anatomical formations of neck allowed revealing and removing parathyroid adenomas rapidly, with the smallest time interval. The operation time on the average comprised 6015 the minutes (Mσ). The operation effectiveness was proved by the results of laboratory investigations and clinical picture on the whole. In the postoperative period, during the following day after operation the median of ionized calcium decreased to 0.88 mmol/L (decrease by 0.32 mmol/L or on 26.7%, with r=0.00001), the median of parathyroid hormone to 98.2 pg/ml (decrease on 2048.8 pg/ml 95.4% with r=0.00001); the median of phosphorus to 1.28 mmol/L (it was lowered on 0.33 mmol/L 20.5%). The pains in the bones and the joints were clinically stopped in patients.
Conclusions. The suggested method is a reliable technique of the preoperative topical diagnosis of the pathological changes of the parathyroid glands. Its use leads to the decrease of operation time and reduces the need for traumatic and time-consuming neck exploration, necessary to find 4 and more adenomas), thus reducing the risk of post-surgery complications. The given method can be used for objective visualization of parathyroid adenomas during the operation and serve as the effectiveness criterion of surgical treatment adequacy.

Keywords: 3D model, magnetic resonance imaging, tertiary hyperparathyroidism, diagnostics, surgical treatment
p. 307-317 of the original issue
References
  1. Ermolenko VM, Volgina GV, Dobronravov VA, Rozhinskaia LIa, Smirnov AV, Tomilina NA, Shostka GD, Anashkin VA, Andrusev AM, Volkov MM, Gerasimchuk RP, Zemchenkov AIu, Diubanova GA, Strokov AG, Shilo VIu. Natsionalnye rekomendatsii po mineralnym i kostnym narusheniiam pri khronicheskoi bolezni pochek. Nefrologiia i Dializ. 2011;13(1):33-51. http://journal.nephro.ru/index.php?r=journal/issueArchive (in Russ.)
  2. Kestenbaum B, Seliger SL, Gillen DL, Wasse H, Young B, Sherrard DJ, Weiss NS, Stehman-Breen CO. Parathyroidectomy rates among United States dialysis patients: 1990-1999. Kidney Int. 2004 Jan;65(1):282-88. doi: 10.1111/j.1523-1755.2004.00368.x
  3. Bikbov BT, Tomilina NA. Renal replacement therapy for ESRD patients in Russian Federation (19982011). Report of Russian RRT Registry. Pt 1. Nefrologiia i Dializ. 2014;16(1):11-27. http://nephro.ru/content/files/11-127.pdf (in Russ.)
  4. Dedov II, Melnichenko GA. Endokrinologiia: nats ruk. Kratkoe izd. Mosow, RF: GEOTAR-Media; 2013. 752 p. https://panacea21.files.wordpress.com/2017/08/dedov_i_i_melnichenko_g_a_red_endokrinologiya-2.pdf (in Russ.)
  5. Makarov IV, Galkin RA, Lukashova AV, Koposov IS, Khohlova DO. Surgical treatment of hyperparathyroidism in patients with chronic kidney disease on program hemodialysis. Tavr Med-Biol Vestn. 2017;20(3):177-83. http://ma.cfuv.ru/docs/235726/T.20%203%202017.pdf (in Russ.)
  6. Cherenko SM. Pervichnyi giperparatireoz: osnovy patogeneza, diagnostiki i khirurgicheskogo lecheniia. Kiev, Ukraina; 2011. 147 s. http://www.booksmed.com/hirurgiya/2046-pervichnyj-giperparatireoz-osnovy-patogeneza-diagnostiki-i-xirurgicheskogo-lecheniya-cherenko-sm.html (in Russ.)
  7. Magnabosco FF, Tavares MR, Montenegro FL. Surgical treatment of secondary hyperparathyroidism: a systematic review of the literature. Arq Bras Endocrinol Metabol. 2014 Jul;58(5):562-71. doi: 10.1590/0004-2730000003372 [Article in Portuguese]
  8. Balabolkin MI, Klebanova EM, Kreminskaia VM. Differentsialnaia diagnostika i lechenie endokrinnykh zabolevanii. Moscow, RF, 2002. 752 p. https://www.ozon.ru/context/detail/id/4677387/ (in Russ.)
  9. Whitson BA, Broadie TA. Preoperative ultrasound and nuclear medicine studies improve the accuracy in localization of adenoma in hyperparathyroidism. Surg Today. 2008;38(3):222-26. doi: 10.1007/s00595-007-3612-7
  10. Civelek AC, Ozalp E, Donovan P, Udelsman R. Prospective evaluation of delayed technetium-99m sestamibi SPECT scintigraphy for preoperative localization of primary hyperparathyroidism. Surgery. 2002 Feb;131(2):149-57. doi: 10.1067/msy.2002.119817
  11. Johnson NA, Tublin ME, Ogilvie JB. Parathyroid imaging: technique and role in the preoperative evaluation of primary hyperparathyroidism. AJR Am J Roentgenol. 2007 Jun;188(6):1706-15. doi: 10.2214/AJR.06.0938
  12. Takagi H, Tominaga Y, Uchida K, Yamada N, Kawai M, Kano T, Morimoto T. Subtotal versus total parathyroidectomy with forearm autograft for secondary hyperparathyroidism in chronic renal failure. Ann Surg. 1984 Jul;200(1):18-23. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1250386/
  13. Bilezikian JP, Brandi ML, Udelsman R, Marcocci C, Eastell R, Silverberg SJ, Potts JT Jr. Guidelines for the management of asymptomatic primary hyperparathyroidism: summary statement from the Fourth International Workshop. J Clin Endocrinol Metab. 2014 Oct:335-39. doi: 10.1210/jc.2008-1763
  14. Bilezikian JP, Brandi ML, Eastell R, Silverberg SJ, Udelsman R, Marcocci C, Potts JT Jr. Guidelines for the management of asymptomatic primary hyperparathyroidism: summary statement from the Fourth International Workshop. J Clin Endocrinol Metab. 2014 Oct;99(10):3561-69. doi: 10.1210/jc.2014-1413
  15. Kasai ET, da Silva JW, Mandarim de Lacerda CA, Boasquevisque E. Parathyroid glands: combination of sestamibi-(99m)Tc scintigraphy and ultrasonography for demonstration of hyperplasic parathyroid glands. Rev Esp Med Nucl. 2008 Jan-Feb;27(1):8-12. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18208776
Address for correspondence:
443099, The Russian Federation,
Samara, Chapayevskaya Str., 89,
Samara State Medical University,
Department of Surgical Diseases 1.
Tel. +7 903 334-22-59,
e-mail: makarov-samgmu@yandex.ru
Igor V. Makarov
Information about the authors:
Makarov Igor V., MD, Professor, Head of the Department of Surgical Diseases 1, Dean of the Pediatric Faculty, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
http://orcid.org/0000-0002-1068-3330
Zhirov Vladimir V., PhD, Head of the Center for Educational Information Technologies, Programming Engineer of the Augmented Reality Technology Laboratory of the Virtual Technologies Department of the Center for Breakthrough Research IT in Medicine, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0002-3061-1713
Kolsanov Alexander V., MD, Professor of RAMS, Head of the Department of Operative Surgery, Clinical Anatomy with the Course of Innovative Technologies, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
http://orcid.org/0000-0002-4144-7090
Galkin Rudolf A., MD, Professor of the Department of Surgical Diseases 1, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
http://orcid.org/0000-0003-3665-3161
Sidorov Aleksandr Yu., PhD, Associate Professor of the Department of Surgical Diseases 1, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0003-3613-4863
Khokhlova Darya O., Clinical Intern of the Department of Surgical Diseases 1, Samara State Medical University, Samara, Russian Federation.
http://orcid.org/0000-0003-2913-5876
Contacts | ©Vitebsk State Medical University, 2007

Новости
хирургии
Журнал включен
в систему цитирования Scopus



2019 г. №3 Том 27

ИHФОРМАЦИОHHЫЕ ТЕХHОЛОГИИ В ХИРУРГИИ

DOI: https://dx.doi.org/10.18484/2305-0047.2019.3.307   |  

И.В. МАКАРОВ, В.В. ЖИРОВ, А.В. КОЛСАHОВ, Р.А. ГАЛКИH, А.Ю. СИДОРОВ, Д.О. ХОХЛОВА

ИСПОЛЬЗОВАHИЕ ПРЕДОПЕРАЦИОHHОГО 3D-МОДЕЛИРОВАHИЯ В ДИАГHОСТИКЕ И ХИРУРГИЧЕСКОМ ЛЕЧЕHИИ ТРЕТИЧHОГО ГИПЕРПАРАТИРЕОЗА

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара,
Российская Федерация

Цель. На основе МРТ-исследования построить персонифицированную предоперационную 3D-модель анатомических образований шеи для облегчения поиска и удаления аденом околощитовидных желез у пациентов с третичным гиперпаратиреозом (ТГПТ).
Материал и методы. Предоперационное 3D-моделирование выполнено 7 пациентам с третичным гиперпаратиреозом. Все пациенты находились на программном гемодиализе в связи с терминальной стадией хронической почечной недостаточности. Для получения персонифицированной 3D-модели использовали результаты МРТ и специальное программное обеспечение. Данные в формате DICOM загружали в программное обеспечение, при этом регистрировали и приводили отдельные серии МРТ- исследований к единой системе координат, выполняли сегментацию – выделение на изображении границ анатомических структур – и строили трехмерные полигональные модели анатомических структур передней поверхности шеи и участков патологии – аденом околощитовидных желез.
Результаты. При использовании предоперационного 3D-моделирования полученные модели анатомических образований шеи позволили быстро, с наименьшим временным промежутком обнаружить и удалить аденомы ОЩЖ. При этом время операции в среднем составило 60±15 минут (M±σ). Эффективность вмешательства подтверждали результаты лабораторных исследований и клиническая картина в целом. В послеоперационном периоде, на следующие сутки после операции, медиана ионизированного кальция уменьшилась до 0,88 ммоль/л (уменьшение на 0,32 ммоль/л или на 26,7%, р=0,00001), медиана паратгормона – до 98,2 pg/ml (снижение на 2048,8 pg/ml – 95,4%, р=0,00001); медиана фосфора – до 1,28 ммоль/л (снизились на 0,33 ммоль/л – 20,5%). Клинически у пациентов были купированы боли в костях и суставах.
Заключение. Предложенный метод является достоверным способом дооперационной топической диагностики патологически измененных околощитовидных желез. При его использовании уменьшается время операции, снижается необходимость травматичной и затратной по времени эксплорации шеи, необходимой для поиска не менее 4 аденом околощитовидных желез, и, соответственно, вероятность развития послеоперационных осложнений. Данный метод может служить объективным критерием визуализации аденом околощитовидных желез во время операции и эффективным критерием адекватности проведенного лечения.

Ключевые слова: 3D-моделирование, магнитно-резонансная томография, третичный гиперпаратиреоз, диагностика, хирургическое лечение
с. 307-317 оригинального издания
Список литературы
  1. Ермоленко ВМ, Волгина ГВ, Добронравов ВА, Рожинская ЛЯ, Смирнов АВ, Томилина НА, Шостка ГД, Анашкин ВА, Андрусев АМ, Волков ММ, Герасимчук РП, Земченков АЮ, Дюбанова ГА, Строков АГ, Шило ВЮ. Национальные рекомендации по минеральным и костным нарушениям при хронической болезни почек. Нефрология и Диализ. 2011;13(1):33-51. http://journal.nephro.ru/index.php?r=journal/issueArchive
  2. Kestenbaum B, Seliger SL, Gillen DL, Wasse H, Young B, Sherrard DJ, Weiss NS, Stehman-Breen CO. Parathyroidectomy rates among United States dialysis patients: 1990-1999. Kidney Int. 2004 Jan;65(1):282-88. doi: 10.1111/j.1523-1755.2004.00368.x
  3. Бикбов БТ, Томилина НА. Заместительная терапия больных с хронической почечной недостаточностью в Российской Федерации в 1998–2011 гг. (отчет по данным Российского регистра заместительной почечной терапии. Ч. 1). Нефрология и Диализ. 2014;16(1):11-27. http://nephro.ru/content/files/11-127.pdf
  4. Дедов ИИ, Мельниченко ГА. Эндокринология: нац рук. Краткое изд. Москва, РФ: ГЭОТАР-Медиа; 2013. 752 с. https://panacea21.files.wordpress.com/2017/08/dedov_i_i_melnichenko_g_a_red_endokrinologiya-2.pdf
  5. Макаров ИВ, Галкин РА, Лукашова АВ, Копосов ИС, Хохлова ДО. Хирургическое лечение гиперпаратиреоза у больных с хронической болезнью почек, находящихся на программном гемодиализе. Тавр Мед-Биол Вестн. 2017;20(3):177-83. http://ma.cfuv.ru/docs/235726/Т.20%20№3%202017.pdf
  6. Черенько СМ. Первичный гиперпаратиреоз: основы патогенеза, диагностики и хирургического лечения. Киев, Украина; 2011. 147 с.. http://www.booksmed.com/hirurgiya/2046-pervichnyj-giperparatireoz-osnovy-patogeneza-diagnostiki-i-xirurgicheskogo-lecheniya-cherenko-sm.html
  7. Magnabosco FF, Tavares MR, Montenegro FL. Surgical treatment of secondary hyperparathyroidism: a systematic review of the literature. Arq Bras Endocrinol Metabol. 2014 Jul;58(5):562-71. doi: 10.1590/0004-2730000003372 [Article in Portuguese]
  8. Балаболкин МИ, Клебанова ЕМ, Креминская ВМ. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний. Москва, РФ, 2002. 752 с. https://www.ozon.ru/context/detail/id/4677387/
  9. Whitson BA, Broadie TA. Preoperative ultrasound and nuclear medicine studies improve the accuracy in localization of adenoma in hyperparathyroidism. Surg Today. 2008;38(3):222-26. doi: 10.1007/s00595-007-3612-7
  10. Civelek AC, Ozalp E, Donovan P, Udelsman R. Prospective evaluation of delayed technetium-99m sestamibi SPECT scintigraphy for preoperative localization of primary hyperparathyroidism. Surgery. 2002 Feb;131(2):149-57. doi: 10.1067/msy.2002.119817
  11. Johnson NA, Tublin ME, Ogilvie JB. Parathyroid imaging: technique and role in the preoperative evaluation of primary hyperparathyroidism. AJR Am J Roentgenol. 2007 Jun;188(6):1706-15. doi: 10.2214/AJR.06.0938
  12. Takagi H, Tominaga Y, Uchida K, Yamada N, Kawai M, Kano T, Morimoto T. Subtotal versus total parathyroidectomy with forearm autograft for secondary hyperparathyroidism in chronic renal failure. Ann Surg. 1984 Jul;200(1):18-23. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1250386/
  13. Bilezikian JP, Brandi ML, Udelsman R, Marcocci C, Eastell R, Silverberg SJ, Potts JT Jr. Guidelines for the management of asymptomatic primary hyperparathyroidism: summary statement from the Fourth International Workshop. J Clin Endocrinol Metab. 2014 Oct:335-39. doi: 10.1210/jc.2008-1763
  14. Bilezikian JP, Brandi ML, Eastell R, Silverberg SJ, Udelsman R, Marcocci C, Potts JT Jr. Guidelines for the management of asymptomatic primary hyperparathyroidism: summary statement from the Fourth International Workshop. J Clin Endocrinol Metab. 2009 Feb;99(10):3561-69. doi: 10.1210/jc.2014-1413
  15. Kasai ET, da Silva JW, Mandarim de Lacerda CA, Boasquevisque E. Parathyroid glands: combination of sestamibi-(99m)Tc scintigraphy and ultrasonography for demonstration of hyperplasic parathyroid glands. Rev Esp Med Nucl. 2008 Jan-Feb;27(1):8-12. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18208776
Адрес для корреспонденции:
443099, Российская Федерация,
г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89,
Самарский государственный
медицинский университет,
кафедра хирургических болезней № 1,
тел. +7 903 334 22 59,
e-mail: makarov-samgmu@yandex.ru,
Макаров Игорь Валерьевич
Cведения об авторах:
Макаров Игорь Валерьевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней № 1, декан педиатрического факультета, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
http://orcid.org/0000-0002-1068-3330
Жиров Владимир Валерьевич, к.т.н., заведующий центром образовательных информационных технологий, инженер-программист лаборатории технологий дополненной реальности отдела виртуальных технологий ЦПИ «ИТ в медицине», Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0002-3061-1713
Колсанов Александр Владимирович, д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой оперативной хирургии, клинической анатомии с курсом инновационных технологий, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
http://orcid.org/0000-0002-4144-7090
Галкин Рудольф Александрович, д.м.н., профессор кафедры хирургических болезней №1, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
http://orcid.org/0000-0003-3665-3161
Сидоров Александр Юрьевич, к.м.н., доцент кафедры хирургических болезней №1, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0003-3613-4863
Хохлова Дарья Олеговна, ординатор кафедры хирургических болезней №1, Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация.
http://orcid.org/0000-0003-2913-5876
Контакты | ©Витебский государственный медицинский университет, 2007